Разряжается аккумулятор на автомобиле – проверка утечек мультимером

Электроника

Если за ночь разряжается аккумулятор на автомобиле, проверка утечек тока в электроцепи – необходимая мера. Рассмотрим проблему пристальнее.

Утечка тока в автомобиле: что это такое и чем она опасна

Штатные автомобильные приборы, работающие в непрерывном режиме (сигнализация, электронные системы памяти, часы), в норме потребляют 20-80 миллиампер электричества. Такой расход энергии не посадит аккумуляторную батарею даже зимой после длительного простоя.

Если АКБ не выработала рабочий ресурс, водитель не оставил на ночь горящие подфарники, уверен в исправности генератора, а машина утром не заводится, автоэлектрики говорят о несанкционированной утечке тока в бортовой цепи.

Речь может идти о малых величинах, например, в пол-ампера, которые быстро восполняются во время поездок. В этом случае водитель получает не самые страшные неприятности – частые разрядки и дополнительные зарядки аккумулятора.

Почему происходит утечка тока в автомобиле

Электромеханики называют несколько причин досадного явления. Среди них:

  • Изношенная проводка. Утечка энергии идет через перетертые, промасленные и оголенные провода, пробитую изоляцию. Если в этих местах произойдет контакт с токопроводящими техническими жидкостями и пылью, короткого замыкания не избежать. В лучшем случае, перегорят предохранители или выйдет из строя электроприбор, в худшем – можно лишиться автомобиля.
  • Поврежденные электроприборы. Потребители (мультимедиа, иммобилайзер, навигатор) могут работать, казалось бы, в нормальном режиме, но потреблять ток сверх нормативов. Определить подобные неисправности без тестера невозможно.
  • Нештатное оборудование. Некорректно установленные дополнительные приборы, неправильно собранные схемы могут стать «воротами» утечки тока, даже если выключить зажигание.
  • Окисленные контакты. Грязь, ржавчина, слой сульфата цинка на клеммных колодках создают дополнительное сопротивление и снижают зарядный ток от генератора.
  • Старые АКБ. Окисленные к концу жизненного цикла пластины в банках аккумулятора ведут к повышенному саморазряду.

Также причиной потери тока специалисты называют неудачную конструкцию автомобиля. Так, владельцы отечественных «десяток» (ВАЗ 2110) на стоянках предусмотрительно скидывают «минус» с аккумулятора или устанавливают размыкатель массы.

Как обнаружить утечку тока в автомобиле: используем мультиметр

Чтобы устранить ускоренный разряд автомобильной батареи, воспользуйтесь мультиметром. Будет ли это аналоговый тестер с величиной измеряемого тока 3-5 А или цифровой 10-амперный прибор – разницы нет. Также вам потребуется гаечный ключ, чтобы скинуть одну из клемм аккумулятора.

Измеряем общий ток

Если вы имеете базовые знания автоэлектрика и ознакомились с инструкцией измерительного прибора, дело не покажется сложным.

Предварите процедуру поиска точки утечки необходимым подготовительным этапом:

  1. Отключите нагрузку: фары, кондиционер, регистратор, музыку, прочие устройства.
  2. Активируйте охранную сигнализацию при ее наличии.
  3. Выключите зажигание и выньте ключ.
  4. Закройте багажник и двери, опустив стекло на одной из них на случай, если во время тестирования сработает центральный замок и заблокирует двери.
  5. Откройте капот для доступа к АКБ.

Процесс измерения общего тока проведите следующим образом:

  1. Выберите на мультиметре функцию измерения постоянного тока.
  2. Настройте тестер на наибольший предел измерения.
  3. Скиньте с аккумулятора минусовую клемму.
  4. В разрыв цепи фиксаторами-«крокодилами» подключите тестер: «минус» прибора присоедините к соответствующему выводу батареи, «плюс» – к демонтированной клемме.
  5. Снимите показания измерителя.

Скидывать минусовой наконечник – не принципиально важно. Можно сдернуть и положительную клемму, но опасность в том, что деталь может случайно соскочить и коснуться корпуса или другой металлической части авто. В этом случае гарантированно происходит короткое замыкание.

В момент подключения тестера наблюдается скачок тока, который нормализуется через 10-20 секунд: борткомпьютер инициализировался и подключил те или иные потребители.

Поэтапно отключаем нагрузку

Проверьте показание тока на измерительном приспособлении, переведите амперы в миллиамперы. Например, 0,35 А на приборе – это 350 мА. Значение слишком высоко. Но не отсоединяйте мультиметр еще 5-10 минут: не все интеллектуальные системы авто снижают расход энергии сразу после выключения зажигания.

Наблюдайте 10 минут: показание на дисплее остается на уровне 350 мА, значит, проблема с незапланированной утратой электроэнергии точно есть. Вам предстоит обнаружить паразитные токи.

Для этого откройте блок с предохранителями, поочередно вынимайте плавкие вставки каждого потребителя. Мультиметр вставляйте в разрыв цепи, а автомобильный электроприбор последовательно переводите во все рабочие режимы.

Если при снятом предохранителе одного из потребителей на экране тестера высветится нормативный расход тока, вы нашли утечку.

Нормальные токи утечки АКБ

Приступать к поискам точки утечки аккумуляторной батареи необходимо со знанием мощности и величины рабочих токов электроприборов. Последние получают питание по шине 30 автомобиля.

В «спящем» режиме мотора нормальной считается следующая утечка энергии:

  • автомагнитола – 10 мА;
  • автосигнализация с обратной связью, приемопередатчиком и GSM-модулем – до 20 мА (зависит от марки авто);
  • ЭБУ двигателем и генератор – единицы миллиампер;
  • Климат-контроль, блокировка колес, системы управления кузовом – 10 мА суммарно;
  • клеммные контакты – 5 мА.

Для вычисления нормального расхода сложите потребление всех электроприборов авто.

Большие токи утечки: в чем проблема

Потерю заряда АКБ больше пол-ампера называют большим током утечки. Простое арифметическое действие показывает: если за час уходит 0,5 А, то через 10 часов аккумулятор оскудеет на 5 А. Исходя из номинальной емкости батареи, нетрудно посчитать, за сколько суток агрегат сядет полностью. Поэтому перед консервацией автомобиля на несколько дней нужно разомкнуть цепь.

Проблема состоит в том, что в месте несанкционированной утраты тока разогреваются транзисторы или микросхемы: блок выходит из строя. Если ток сверх нормы уходит по неповрежденному проводнику, беды не будет. Но может последовать интенсивный нагрев: пробьет изоляцию, произойдет замыкание и возгорание транспортного средства.

Проверяем генератор на утечку тока

Неисправный диодный мостик, стертые щетки генератора не позволяют автомобильному источнику питания заряжаться на 100 %.

Проверьте работоспособность генератора по схеме:

  1. Отключите в автомобиле все периферийные потребители энергии.
  2. Выключите зажигание, вытащите ключ.
  3. Установите на мультиметре режим измерения постоянного напряжения.
  4. Подключите прибор к клеммным вывода аккумулятора, соблюдая полярность. Если на дисплее высветится 12,5-13,0 В, батарея полностью заряжена.
  5. Запустите мотор, дайте максимальную нагрузку на электрические устройства машины.
  6. Снимите показания измерителя напряжения: они должны возрасти до 12,8-13,4 В, максимум – 14,3 вольта.

Если зафиксировали значение меньше указанного, генератор не справляется с задачей. Выходом будет ремонт или замена всего автокомпонента либо блока выпрямителя.

Оцените статью
Все авто мира
Добавить комментарий