Пневматическая подвеска автомобиля обеспечивает безопасность и комфорт во время езды. При правильной эксплуатации она служит долго и полностью компенсирует расходы. Различают несколько разновидностей пневматической подвески по типу конструкции и особенностям управления.
Что такое «пневматика»
Работа пневматической системы в транспортных средствах основана на физических свойствах сжатого воздуха. В автомобильной промышленности это позволяет повысить безопасность и комфорт, а также поставить дополнительное оборудование.
Широкое применение это принцип нашел в подвеске, тормозах и системе сцепления.
Основные плюсы «пневматики»:
- Техническая простота агрегатов и самого принципа действия системы.
- Для работы не требуются специальные вещества – все функции «выполняет» атмосферный воздух.
- Экономическая выгодность установки.
- Безопасность.
Пневмо подвески на транспорте распространены реже, чем гидравлические. В основном их ставят на коммерческие грузовые автомобили и машины премиум-класса.
Виды пневмоподвесок
Пневматическая подвеска автомобиля бывает трех типов – одноконтурная, двухконтурная и четырехконтурная.
Первый тип подвесок устанавливают на переднюю или заднюю ось автомобиля. Лучше всего он подходит для пикапов и грузовиков. Высоту посадки и упругость подвески можно регулировать. Некоторые системы выпускают со встроенным ресивером. Воздух в баллоны поступает, пока не будет достигнут нужный уровень давления. Если в пневмоподвеске нет ресивера, воздух от компрессора идет напрямую к пневматическим элементам. Уменьшить уровень давления можно с помощью клапана.
Двухконтурные системы устанавливают на 1 или 2 оси. К плюсам относят:
- высокую грузоподъемность;
- снижение риска падения на бок при движении на крутых поворотах;
- равномерное распределение веса машины.
Помимо джипов и грузовиков подобный тип подвесок устанавливают при тюнинге автомобилей ВАЗ.
Лучшим механизмом пневмоподвески считается четырехконтурный. Он устанавливается на обе оси машины и обязательно имеет ресивер. Используется электронная регулировка уровня давления.
Плюсы 4-контурной подвески:
- простота изменения дорожного просвета;
- регулировка давления в зависимости от покрытия дороги.
Минус этого типа – большая масса механизма.
Как устроена пневматическая подвеска
Устройство пневмоподвески сравнительно простое. Механизм состоит из нескольких основных частей:
- Пневмоподушки (упругие элементы).
- Ресивер.
- Компрессор.
- Система управления.
Компрессор наполняет пневматические баллоны сжатым воздухом. В свою очередь этот узел состоит из нескольких частей:
- электрического двигателя;
- электромагнитных клапанов – они распределяют сжатый газ по контуру;
- осушителя атмосферного воздуха.
В зависимости от числа клапанов в пневмоподвесках, компрессор накачивает упругие элементы по одному или парами. Воздух попадает туда не напрямую, а через ресивер. Эта деталь имеет вид металлического резервуара объемом от 3 до 10 литров. Сюда закачивается воздух, который затем поступает в баллоны через электромагнитные клапаны. Основная функция ресивера – корректировка давления в подвеске без использования компрессора.
Работа пневмоподвесок регулируется системой управления, имеющей несколько датчиков:
- ускорения автомобиля;
- давления в пневматической системе;
- температуры насоса;
- положения машины над поверхностью дороги.
Данные с датчиков обрабатывает блок управления и передает сигналы на исполнительные органы системы. К ним относятся реле компрессора и клапаны контроля давления.
Ручной и автоматический режимы работы пневмоподвески
Управление дорожным просветом может осуществляться вручную или автоматическим способом. В первом случае клиренс регулируется электронной системой управления. Во втором – водитель задает величину клиренса вручную.
Автоматический режим управления предназначен для контроля:
- величины дорожного просвета;
- скорости движения транспортного средства;
- ускорения машины во время езды;
- уровня наклона при движении в гору или вниз;
- уровня крена на крутых поворотах;
- жесткости подвески.
На работу автоматической системы оказывает прямое влияние скорость езды. Если автомобиль едет быстрее, клиренс снижается, при замедлении – увеличивается.
Ручное управление позволяет изменить жесткость подвески и величину клиренса.
Достоинства и недостатки пневматической подвески
Пневматическая подвеска автомобиля становится все более популярной. Сейчас их устанавливают не только на тяжелые грузовики, но и на легковые авто премиум-класса. К плюсам системы относят:
- Большой диапазон регулировки клиренса и улучшенная проходимость машины.
- Поддержку дорожного просвета независимо от загруженности авто.
- Минимальный крен машины на крутых поворотах.
- Хорошую управляемость на сложных участках дороги.
- Уменьшение износа пружин амортизаторов.
Есть также несколько минусов. Пневмоподвеску необходимо регулярно чистить, чтобы избежать поломок основных узлов. Кроме того, резиновые подушки могут пропускать воздух и рваться. Для некоторых владельцев существенным недостатком является дорогое обслуживание.